Обслуживание, замена масла
Постараемся ответить на наиболее часто возникающие вопросы и утверждения по обслуживанию АКПП.
1. «Нельзя менять масло в АКПП, оно залито на весь срок службы»
Так действительно утверждают многие производители современных автомобилей. В погоне за покупателем, в конкурентной борьбе между собой, они увеличивают, часто безосновательно, периоды технического обслуживания. Этим они подчеркивают достоинства своих автомобилей, как мало обслуживаемых, и соответственно более дешевых в эксплуатации.
Но даже воздушный фильтр, бывает, не доживает до следующего обслуживания, что уже говорит о неоправданно большом периоде ТО. И больше всего, это сказывается на АКПП.
В процессе эксплуатации в трансмиссионной жидкости накапливаются продукты износа: фрикционная и металлическая пыль. Наиболее мелкие фракции этой пыли не задерживаются фильтром и циркулируют по коробке вместе с маслом. И если, следуя указаниям производителя, масло не менять, то этот абразив изнашивает корпус блока клапанов (главного управляющего органа АКПП) и сами клапана уже к 80-100т км пробега(Рис. 1). В результате износа в гидроблоке появляются перекрестные утечки, а из-за пыли клапаны начинают подклинивать при работе. В эксплуатации это проявляется в виде ударов, толчков и пробуксовок при переключениях. Так же эти продукты износа интенсивно откладываются на внутренних стенках радиатора, ухудшая его охлаждающие свойства.
Рис.1 Гидроблок.
Особенно тяжело приходится вариаторам. Там львиная доля продуктов износа приходится на металлическую пыль, которая образуется в результате работы ремня или цепи вариатора. Этот более жесткий, по сравнению с фрикционной пылью, преобладающей в классических АКПП, абразив, превращает вариатор просто в кучу металлолома.
На основании этих наблюдений вообще складывается впечатление, что производителям, главное, чтобы коробка дожила до конца гарантии, а дальше, хоть трава не расти. Видимо срок службы заканчивается вместе с гарантией). Повальное увлечение маслами на весь срок службы привело к тому, что проблемы с АКПП стали начинаться еще до окончания срока гарантии, что подвигло некоторых производителей снова вернуться к периодичности замены масла в АКПП.
Итак, менять или не менять масло? Однозначно менять!
На основании своего опыта я рекомендую менять масло:
- для обычных АКПП каждые 40-50т км.
- для вариаторов каждые 30-40т км.
Фильтр, при условии сохранности чистоты масла, рекомендую менять через одну замену масла. Обращу ваше внимание на слова «чистота масла», дело в том, что масло в АКПП всегда должно, хотя бы, выглядеть чистым. Если, например, в двигателе, быстрое почернение масла и его темный цвет в период эксплуатации является нормальным, то для АКПП это абсолютно неприемлемо. Черный цвет масла в АКПП говорит только об одном: - в масле много продуктов износа! В АКПП проблемы!
2. «Моя коробка встала, потому что мне залили не то масло»
Бывает так что, автомобиль, который своим ходом заехал на пост, после замены масла в АКПП теряет способность к движению сразу или через короткое время.
Что же случилось?
А это последствия проблем, описанных в п.1. Часто, владелец не в курсе того, когда последний раз менялось масло в АКПП его автомобиля. И он начинает беспокоиться об этом только тогда, когда качество переключений начинает не соответствовать его представлениям о комфорте. Часто это беспокойство приходит слишком поздно.
Обычно после замены масла могут возникнуть два варианта проблем:
а) Дело в том, что если масло в АКПП долго не менялось или в АКПП есть проблемы, продукты износа, переносимые маслом, начинают откладываться на стенках внутри корпуса АКПП, гидроблока, в многочисленных каналах. При заправке свежим маслом, оно поднимает эти отложения, в результате чего продуты износа попадают под клапана, в клапана-соленоиды, вызывая их заклинивание. В итоге мы получаем обездвиженный автомобиль.
Как видите, марка масла здесь не причем, проблема изначально в АКПП, в его критическом состоянии. Т.е. в АКПП можно залить любое масло, хоть подсолнечное (экспериментировать не стоит, поверьте на слово)) и исправная коробка поедет, вопрос только в одном: - как будет переключаться?
Решение проблемы в большинстве подобных случаев достаточно простое. Промывка блока клапанов, промывка или, при невозможности последней, замена клапанов-соленоидов и ваш автомобиль снова обретет свободу движения.
б) Совсем другое дело, если после замены масла появились или усугубились толчки, удары или пробуксовки при переключениях. Т.е. ухудшилось качество переключений, хотя после замены масла часто бывает, наоборот, улучшение (оно связано с удалением взвеси продуктов износа из масла, и устранения подклинивания клапанов, но этот момент нас сейчас не интересует). Здесь ситуация несколько иная, но тоже связанная с критическим состоянием АКПП.
В процессе эксплуатации, как уже писалось выше, масло насыщается продуктами износа, а также теряет свои легкие фракции испарением, причем, чем выше рабочая температура масла (не забываем про полузабитый радиатор), тем интенсивнее они(фракции) испаряются. В результате плотность масла повышается и различные утечки в изношенном блоке клапанов уже не сильно влияют на работу гидросистемы.
После заливки свежего, менее плотного, масла, увеличившиеся утечки в изношенном гидроблоке уже вносят серьезное вмешательство в работу системы, вызывая удары, толчки и пробуксовки при переключениях. Решение этой проблемы потребует совсем других денег. Здесь может потребоваться ремонт механической части АКПП, а также ремонт или замена гидроблока в сборе. Таким образом, проблемы с АКПП после замены масла, как правило, связаны с критическим износом самой коробки, а не с маркой масла или работой слесарей.
Перед заменой масла следует проверить его состояние. Если оно черного цвета, с запахом гари, насыщено продуктами износа, то после замены масла могут возникнуть выше перечисленные проблемы. В тоже время, если масло не менять, уповая на то что коробка сейчас ездит, проблемы с АКПП вы все равно получите, но только несколько позднее и ремонт встанет дороже.
Если возможный ремонт АКПП может стать для вас тяжелым финансовым бременем, то лучше избавиться от машины прямо сейчас, пока она еще ездит, не меняя масло. Либо поменять масло, но быть готовым, как к улучшению работы коробки, так и ухудшению и последующим ремонту.
Кстати!
Проверить состояние масла можно, капнув им на салфетку. Если на салфетке в пятне масла окажется множество мелких черных точек, то это значит, что фрикционные диски в АКПП разрушаются, это знак к скорому ремонту коробки.
3. «Частичная или полная замена?»
Часто автолюбители, собираясь произвести замену масла в АКПП встают перед выбором, какую замену масла произвести, полную или частичную. Постараемся разобраться в этих вопросах.
Что такое частичная замена?
Масло с АКПП сливается через пробку в поддоне или нижней части картера. Но большинство АКПП имеет гидротрансформатор, который представляет из себя этакую чернильницу(Рис.2) вместимостью 2-3л масла и из которой оно так просто не вытечет.
Рис. 2 Гидротрансформатор.
По этой причине, поменять масло полностью, слив его только с поддона, как в двигателе, не удастся. Но тем не менее производители рекомендуют именно такой способ замены. Если с АКПП проблем нет и сливаемое масло чистое то, как показала практика, вполне достаточно такой замены.
Другой вопрос, если сливаемое масло грязное, АКПП ведет себя не адекватно, толкается и пинается при переключениях или если неизвестно, когда и какое масло было залито, то в этом случае я рекомендую полную замену жидкости и замену фильтра.
При полной замене старое масло вымещается из гидротрансформатора через контур системы охлаждения АКПП свежей жидкостью из картера коробки. Процедуру полной замены жидкости можно провести как вручную, так и механизировано, с помощью специального аппарата.
При полной замене масла важно соблюсти один момент. Масло через коробку прокачивается до тех пор, пока в обратку не пойдет чистое масло, свободное от взвеси продуктов износа. Для достижения этого через АКПП может быть прокачено достаточно большое количество масла, 10, 15, 20л, все зависит от степени загрязненности. Т. е. масло должно быть на выходе чистым, иначе вся эта процедура, просто не имеет смысла.
4. «Необходимо заливать только оригинальное масло, иначе акпп выйдет из строя»
В интернете есть много статей по этому поводу, поэтому я только коротко подытожу своим опытом.
Как показала моя многолетняя практика, что использование заменителей никаких проблем исправной АКПП не принесет. Более того, АКПП на заменителях часто работает лучше, чем на оригинале. Связано это с тем, что современные оригинальные масла совсем не заботятся о качестве и долговечности Вашей АКПП, их миссия, за счет более меньшей вязкости, снизить потери на вязкостное трение и повысить КПД вашей коробки с целью попадания во все более ужесточающиеся экологические нормы. И производителя совсем не интересует, что уже через некоторое время, вследствие естественного износа гидроблока, масло низкой вязкости уже не в состоянии сохранять давление в увеличившихся зазорах, что вызывает нестабильную работу гидросистемы и толчки при переключениях, лишь бы коробка дожила до конца гарантии.
Если после замены масла на не оригинальное у вас возникли проблемы с АКПП, то ответ ищите в п.2. Кстати, производители настаивают на использовании оригинальных масел, аргументируя это более долгим сроком их службы. К чему это привело, я описал в п.1. Еще они называют его более качественным, интересно, а по какой причине сократился срок службы современных АКПП? И почему они пинаются при переключениях уже с завода? Короче, если на упаковке ATF стоит допуск производителя АКПП, то никаких проблем с исправной коробкой не будет.
Вывод:
Если вам необходимо обслужить свою АКПП, мы легко сможем помочь Вам. Масла и фильтра в наличии! Цены здесь.
« Вернуться к другим услугам